Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов
Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий
Сведения о наличии специальных объектов спорта
Сведения о наличии средств обучения и воспитания
Сведения об специальных условиях питания
Сведения об специальных условиях охраны здоровья обучающихся
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежития
Информация об обеспечении доступа в здания образовательной организации
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Перечень электронных образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Электронные библиотечные системы и ресурсы
Проект "Развитие инклюзивного образования"
Развитие инклюзивного образования
https://pc.ipc39.ru/sveden/dostupnaya-sreda#sigFreeId63bc3c347b
Доступная среда
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
https://pc.ipc39.ru/sveden/dostupnaya-sreda#sigFreeId09935b25dd
ОБ ОБУЧЕНИИ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном учреждении Калининградской области профессиональной образовательной организации "Педагогический колледж"
1. Организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям
Организацию образовательного процесса и сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляет служба сопровождения инклюзивного образования (приказ ОД-11 от 28.06.2017 г.).
Основная цель деятельности службы сопровождения инклюзивного образования, ответственного за обучение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья по программам подготовки специалистов среднего звена, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного профессионального образования.
Служба сопровождения инклюзивного образования решает следующие задачи:
- профориентационная работа с поступающими – инвалидами и поступающими с ограниченными возможностями здоровья;
- сопровождение инклюзивного обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- социокультурная реабилитация инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников ограниченными возможностями здоровья;
- создания безбарьерной архитектурной среды в Колледже.
2. Нормативная база деятельности отдела инклюзивного образования в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»:
- Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года. (п. 28 ст.2, п.6 ст.28, п.1, п.2, п.3, п. 4 ст.79);
- Федеральный закон №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 года.
- Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 года.
- Указ Президента РФ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012 года;
- Постановление Правительства РФ №295 «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» от 15.04.2014 года;
- Постановление Правительства Российской Федерации № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» от 01.12.2015 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14.06.2013 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 года;
- Приказ Минобрнауки РФ №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 09.11.2015 года;
- Письмо Министерства образования и науки РФ № 06 -281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса» от 18.03.2014 г.
- Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-830 вн. «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования».
Служба сопровождения инклюзивного образования осуществляет ведение специализированного учета инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.
3. Кадровое обеспечение профессиональной образовательной организации
Для комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в состав службы сопровождения инклюзивного образования входят:
- зам. директора по учебно-воспитательной работе;
- начальник отдела мониторинга и оценки качества образования;
- руководитель службы сопровождения инклюзивного образования;
- старший методист, руководитель Центра профессионального самоопределения и маркетинговых исследований;
- методист;
- руководитель Центра воспитательной и социальной работы;
- руководитель Центра дополнительного образования;
- куратор;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- инженер программист (специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов);
- начальник хозяйственного сектора;
- зав. общежитием.
Системно осуществляется повышение квалификации педагогических работников в соответствии с реализуемой «Программой создания доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (2013-2017 г.г.): плановое повышение квалификации (2014 г. – 5 чел., 2016 г. – 29 чел. 2017 г. – 12 чел.), разработаны методические рекомендации для организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ (2014 г., 2016 г.).
4. Организация работы с поступающими из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
Центр профессионального самоопределения и маркетинговых исследований обеспечивает организацию профориентационной работы с поступающими, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ.
Особое значение при профориентации уделяется подбору специальностей (направлений подготовки), доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для инвалидов, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.
5. Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей
Сайт Колледжа www.pc.ipc39.ru в сети Интернет адаптирован для инвалидов по зрению, специально для указанной группы пользователей реализована возможность увеличения размера шрифта текстов на веб страницах, переключение контрастных цветовых схем. Также, на сайте Колледжа создан специальный раздел, отражающий наличие в колледже специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека; виды и формы сопровождения обучения; использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий; наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
6. Доступность зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них движения.
Создание оборудованных мест в аудиториях профессиональной образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Территория Колледжа частично соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступность путей движения внутри здания учебного корпуса №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, пер. Суворова д.2), обеспечивается:
- коридоры и лестницы оснащены поручнями и контрастной плиткой;
- наличием подъемной платформы с вертикальным перемещением (лифта);
- наличием подъемных устройств (ступенькоходов - 1);
- полосами движений с рельефной тактильной плиткой, противоскользящими контрастными лентами на лестницах, отсутствием порогов (локально пониженных стоек-барьеров);
- мобильным модульным пандусом, который обеспечивает доступ в актовый зал на первом этаже корпуса;
- расширены проемы дверей в учебные кабинеты, приемную комиссию, библиотечно-информационный центр, актовый зал, столовую, санитарные комнаты и др.
- имеются информационные и предупреждающие таблички пиктограммы, вывески на кабинеты со шрифтом Брайля, вывески с номерами кабинетов.
Оборудованы специальные учебные места (каб. 109 (1 этаж), каб. 215 Библиотечно-информационный центр (2 этаж), каб.305, каб.306, каб.307 (3 этаж):
увеличены проемы входных дверей учебных кабинетов, установлены опорные поручни в коридорах вдоль стен;
увеличены размеры зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски;
увеличены проходы между рядами столов, заменены двухместные столы на одноместные, с регулируемыми по высоте столами в ряду у дверного проема;
при входе в учебные кабинеты обеспечено свободное от мебели пространство для разворота и разъезда кресел-колясок;
В учебном корпусе №2 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Крупской д.13) имеется подъемное устройство (ступенькоход).
В учебном корпусе № 3 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Пионерская, д.10/1):
входная лестница дублирована пандусом, оборудованным поручнями;
имеется подъемное устройство (ступенькоход -1).
Общежитие №1 (238151 Калининградская обл., Черняховский р-н, г.Черняховск, ул.Пионерская, д.12) оборудовано модульными пандусами, имеется подъемное устройство (ступенькооход).
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ
Для организации обучения в доступной форме для обучающихся с нарушением зрения используется следующее оборудование: рабочее место учащегося с нарушением зрения обеспечивающий возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия) - 1 комплект (ноутбук, видеоувеличитель со встроенным дисплеем, дисплей Брайля); видеоувеличитель - 3 шт.; машина сканирующая (читающая) - 1 шт.; клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой.
Приобретена программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля.
В образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши. Используется компьютерная техника и программа экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля. Обеспечен выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, аудиофайлы).
Для слабослышащих обучающихся используется оборудование, применяющее технологии беспроводной передачи звука (FM-системы), а именно: стационарная информационная индукционная система для слабослышащих -1 комплект, система информационная для слабослышащих переносная (портативная) – 3 шт., радиокласс (заушный индуктор и индукционная петля) – 3 комплекта. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории.
Для обучающихся колледжа открыт доступ к ЭБС «IPR BOOKS», которая соответствует федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями. Многоуровневая система навигации ЭБС позволяет оперативно осуществлять поиск нужного раздела. Личный кабинет индивидуализирован, что позволяет каждому пользователю иметь личное пространство с возможностью быстрого доступа к основным смысловым узлам.
При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа.
Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.
В ЭБС «IPR BOOKS» представлена медиатека, которая включает в себя 2300 тематических аудиокниг различных издательств. Аудиоучебники по истории России, психологии, концепции современного естествознания, безопасности жизнедеятельности, культурологи, философии, правоведению, культурологи, социологии и политологии - инновационный продукт для лиц с ограниченными возможностями. В аудиоформат переведены учебники ведущих издательств: Флинта, Дашков, Юнити-Дана и т.д. Все они доступны на сайте в режиме демо-доступа.
8. Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов
Для обучающихся общеобразовательных классов разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы: рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (специальная медицинская группа) для обучающихся 7-9 классов, рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (специальная медицинская группа) для обучающихся 10-11 классов.
Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. На основании результатов медицинского обследования, в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей здоровья формируются специальные учебные группы для освоения дисциплин (модулей) по физической культуре. Для специальных учебных групп планируются занятия адаптивной физкультурой в спортивном зале или на открытом воздухе.
Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена реализация программы с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом состояния здоровья и возможностей такие обучающиеся могут посещать отдельные занятия по физической культуре, предусмотрены занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, подготовка рефератов, защита проектов по темам «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовании».
Все спортивное оборудование (спортивный зал, тренажерный зал, стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, зал фитнеса) отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
В ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» реализуются специальные программы: «Территория здоровья» и «Программа совершенствования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» на 2015-2017 гг.
В основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена включена учебная дисциплина «Инклюзивное образование», разработаны вариативные модули для обучающихся: «Психология личности и профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Социально-психологическая адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Форма проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации, осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, письменно на компьютере, в форме тестирования, поэтапно и т.д.).
Локальным нормативным актом установлен порядок и формы освоения дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
9. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды обеспечиваются печатными и электронными рабочими программами, учебно-методическими комплексами, системно используются программные средства Moodle. Места прохождения практики для инвалидов и лиц с ОВЗ – общеобразовательные школы Калининградской области, в которых обеспечены условия для обучения данных категорий обучающихся. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется с привлечение электронных образовательных ресурсов.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ созданы условия для обучения по индивидуальным учебным планам с использованием дистанционных образовательных технологий. В образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов используются учебно-методические ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья, в том числе системно используются программные средства Moodle, индивидуальные образовательные маршруты.
Образовательный процесс строится на основе использования on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы, программных средств Moodle, других дистанционных технологий. В ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж» создана доступная информационная среда для получения профессионального образования: использование дистанционных образовательных технологий в системе Moodle, сочетание on-line и off-line технологий, проведение онлайн-занятий в форме вебинаров, индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе.